Open Sans
ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

Контакты:
nord-vesti@ya.ru

Наталья

Бакуменко

Сайт педагога

Контакты:
nord-vesti@ya.ru

Наталья

Бакуменко

Сайт педагога

МЕНЮ

УДК 373.24 / ББК

 

Н.А. Бакуменко,

МБДОУ № 79

г. Мурманск, Россия

 

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Аннотация. В докладе рассмотрены формы применения различных методик формирования личности дошкольника безопасного  типа поведения в условиях дошкольного образовательного учреждения.

 

Ключевые слова: ребенок, личность, безопасный тип поведения,  дошкольный возраст, методы воспитания, опыт, деятельность.

 

 

Annotation. The report describes the form of the application of different methods of formation of identity of a preschooler safe type of behavior under conditions of pre-school educational institutions.  

Keywords: baby, identity, secure type of behavior, preschool age, methods of education, experience, activity.

 

Natalia Bakumenko

Kindergarden № 79

Murmansk, Russia

 

SAFE BEHAVIOUR AMONG YOUNG CHILDREN OF PRE-SCHOOL AGE IN VARIOUS ACTIVITIES

 

Современный облик нашего мира не позволяет нам избавиться от тревоги.  От тревоги за себя, за наших близких, за наших детей. Наша жизнь сегодня изобилует факторами риска – траффик, терроризм, техногенные аварии, природные катаклизмы. И, судя по всему, опасностей на жизненном пути у наших детей со временем меньше не станет. Недаром Президент России Владимир Путин призвал перевести работу по предотвращению любых ситуаций, угрожающих жизни и здоровью граждан России, особенно, детей, на системную, постоянную основу, чтобы «своевременно реагировать на коррективы, которые вносит жизнь». Жизнь не становится безопаснее, и потому на первый план в процессе воспитания новых граждан Государства Российского выходят вопросы формирования человека, всесторонне подготовленного к вызовам нашего непростого времени, способного им противостоять, защитить свою жизнь и здоровье, и жизнь и здоровье других людей. Наиболее эффективным средством воспитания такого человека является привитие устойчивых навыков, органически воспринимаемых ребёнком привычек повседневного соблюдения норм безопасной жизни.

 

На основании психолого-педагогических особенностей развития дошкольников можно уточнить определение личности безопасного типа поведения, ограничив его рамками возраста. Поэтому личность дошкольника безопасного типа поведения (ЛБТП) – это ребёнок дошкольного возраста, безопасный для себя, окружающих, среды обитания, готовый к предупреждению и преодолению опасных ситуаций, а в случае необходимости к защите себя от внешних угроз. Таким образом, можно утверждать, что содержанием взаимодействия педагогов и родителей по вопросу обеспечения безопасности ребёнка является процесс формирования у детей качеств ЛБТП, опыта безопасного поведения.

 

Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который, подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.

 

Цель работы по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста – дать каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, сформировать у детей навыки осознанного безопасного поведения.

 

Формирование у дошкольников навыков безопасного  для жизни и здоровья поведения должно строиться на воспитании тех или иных привычек. Привычка формируется тогда, когда возникает новый вид деятельности, появляются новые  вещи или новые обязанности. Поэтому необходимо с особым вниманием должны относиться к тем действиям, которые встречаются в жизни ребенка впервые. Привычки воспитываются не словами, а, в основном, делами. 

 

Дошкольник должен осознать саму суть понятий: «опасно» и «безопасно» - уяснить, что есть опасные люди, предметы, явления природы. Уяснить суть здоровья и повреждения организма. Знать общую информацию о себе (фамилию, телефон и т.д.).

Дошкольник должен знать правила безопасности в таких коммуникациях, как «Ребёнок и другие люди», «Ребёнок дома», «Ребёнок на улице», «Ребёнок в детсаду», «Ребёнок и природа».

Определяя основное содержание работы по воспитанию безопасного поведения детей, необходимо использовать различные формы и методы организации обучения с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической ситуации. При этом отталкиваться надо от жизненного опыта детей, особенностей их поведения, их предпочтений. Чтобы это выяснить, чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии. Это убережёт от передачи уже знакомых им знаний, или тех, которые в силу их нынешнего развития пока им недоступны. С другой стороны, такая работа позволит выбрать конкретную адекватную методику. Основными методами обучения безопасному поведению являются наглядные, словесные, игровые и практические.

 

Обучение детей дошкольного возраста неразрывно связано с воспитанием. В работе можно использовать следующие средства воспитания:

  1. Воспитание словом (беседа, рассказ, разъяснение, пример).
  2. Воспитание делом (деятельностью) (приучение, упражнение).
  3. Воспитание ситуацией (создание воспитывающих ситуаций, поощрение, наказание, требование, педагогическая оценка).
  4. Воспитание игрой.
  5. Воспитание общением.

 

 

Игры:

 

Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности детей. Именно игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания мира. В игре дошкольники обогащают свой жизненный и чувственный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.

 

Наиболее эффективным, на наш взгляд, способом обучения навыкам безопасного поведения является метод игрового моделирования, который содержит в своей структуре три основных компонента - игру, имитацию и анализ конкретной ситуации.

Особенность игровых ситуаций в том, что они являются связующим звеном между знаниями о правилах безопасности и их применением.

Игровые приемы: Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. Например: “Давайте мысленно представим, что мы с вами в далеком прошлом, спичек не было, как же добывали огонь древние люди (древние люди терли палочку о палочку, били одним камнем о другой, высекая искры). Там никто не знал, что есть другие способы добычи огня. Что мы расскажем им об этих способах?”.

“К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях на дороге, в группе и дома”. Игровое “как будто…” раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным.

Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку “Как я спасал куклу от пожара…о доме, где я живу и где много электрических приборов…”. Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в НОД (после прочтения художественного произведения “Кошкин дом”, при подготовке развлечения).

 

Существуют правила поведения, которые неукоснительно должны выполнять дети, от которых зависит их здоровье и безопасность. Правила – неотъемлемая часть любой игры, поэтому первым и самым действенным методом является игровая деятельность, т.к. игра для ребенка – это мощная сфера так называемой “ самости” – самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореализации.

В творческой игре это скрытые правила, заложенные в игровых условиях, когда дети принимают для себя важность соблюдения очередности выполнения ролей, правильного соответствия игровых действий выбранной роли. В играх с правилами, дидактических и подвижных, происходит развитие произвольного поведения детей. Ребенок учится подчинять свои действия образцу, в качестве которых может выступить поведение, мнение и оценка окружающих. К концу дошкольного периода у ребенка появляется способность управлять своим поведением, подчиняться правилам и требованиям – личностные качества, которые не маловажны при формировании навыков безопасного поведения. Используя метод игры в различных видах деятельности, педагог ведет ребенка постепенно к наблюдению за окружающим миром, деятельностью взрослого, эпизодическому участию в ней, а затем к партнерству и сотрудничеству.

 

Предметная деятельность. Заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему. В группе должны быть предметы, с помощью которых ребенок знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож); электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос).

Особое место занимает метод наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребенка. Что бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно из него ребенок черпает “материал” для формирующего миропонимания, для своей “картины мира”. В эту картину мира может войти не только положительное, но и то, что малышу было бы видеть педагогически нецелесообразно. Роль наблюдения усиливается, если оно осуществляется, как бы изнутри, то есть ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (тушит подожженные листья, закрывает все краны с водой, прежде чем уйти куда-то, тушение зажженной свечи). При этом дети включаются и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются и грустят; перенимают социально принятые формы выражения чувств. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.

Непосредственно-образовательная деятельность, как метод важна для познания социального мира. В процессе обучения на занятиях ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию.

Педагоги по данному направлению деятельности уделяют внимание работе с детьми начиная с 1 младшей группы, а для детей старшего возраста она носит систематический, целенаправленный характер.

Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать – со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему.

Например: детям предлагаются изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят. Прием классификации способствует познавательной активности.

Метод моделирования ситуаций. Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.

Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Например: нужно забить гвоздь, а молотка нет. Какой вариант решения задачи предложат дети? Они могут сказать, что можно попросить молоток у плотника. А если сегодня плотника нет, а работу надо сделать обязательно? Педагог всякий раз усложняет для детей задачу. Дети предлагают забить гвоздь предметом, который не подходит по материалу, по форме и т.д. Не следует торопиться с подсказкой, очень полезно, чтобы дети проявили гибкость мышления и самостоятельно нашли правильный ответ. Таким образом, педагог постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению, и правила безопасного обращения с ними.

Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одной непосредственно образовательной деятельности. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. В зависимости от цели НОД, возрастных особенностей детей педагог отбирает художественные средства и продумывает приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка.

 

В формировании основ безопасности жизнедеятельности детей неоспорима роль семьи. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.

 

Работа с родителями

 

Обеспечение безопасности детей – проблема, в которой задействованы все стороны воспитательного процесса (педагоги, родители, дети, общество).

Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Это осуществляется на родительском собрании с целью информирования о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в “уголках родителей”, отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации.

Для формирования заинтересованности родителей по проблеме ОБЖ необходимо использовать разнообразные формы работы, такие как:

Анкетирование, родительские собрания (круглый стол, диспут, просмотр видеозаписи, организация встреч со специалистами ДОУ и социальных служб), с целью информации о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней.

Организация выставки психолого-педагогической литературы по проблеме формирования основ ЗОЖ И ОБЖ у дошкольников.

Опрос детей по теме безопасности для оформления газет и для индивидуальных бесед с родителями.

Оформление и проведение индивидуальных и групповых консультаций.

Сбор фотоматериалов по теме “Опасные места и предметы быта”.

Оформление рукописных книг в дошкольном учреждении и дома с родителями.

Участие родителей воспитанников на НОД, развлечениях.

Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.

 

Таким образом, общепризнанность потребности общества и личности в безопасности подчёркивает необходимость научных исследований в области воспитания личности безопасного типа поведения. При этом дошкольный возраст являются важными периодами в развитии основных сущностных характеристик такой личности. Поэтому нам представляется возможным говорить о том, что качественный набор характеристик ЛБТП – одна из необходимых составляющих интегративных качеств, которыми должен обладать сегодня ребёнок. Помимо этого использование возможностей, содержащихся в современных образовательных технологиях, позволяет формировать у детей основные качества личности безопасного типа поведения – исследовательскую инициативность и регуляторный опыт.

 

 

Список литературы:

 

  1. Авдеева Н.Н. Князева О.Л. Стеркина Р.Б.  Безопасность: Учебное пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб: Детство – пресс 2003.
  2. Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. – М.,1996.
  3. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.
  4. Башинова С.Н., Матвеева М.Г., Ульянова Э.Э. Советы психолога по основам безопасности жизни детей. Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей - 2006. №4.
  5. Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.,2000.
  6. Белая К.Ю., Зимонина В.Н.  Как обеспечить безопасность дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей – М. 1998.
  7. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М., 1993.
  8. Денисенкова Н., Ваш ребёнок познаёт мир./Дошк. воспитание 2000 № 1.
  9. Дыбина О.В. Рукотворный мир. – М., 2000.
  10. Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает. – М.,1991.
  11. Мартынов С. Здоровье ребенка в ваших руках: Советы практического врача-педиатра:
  12. М.В. Мякишева Воспитание личности ребёнка безопасного типа поведения: теория и практика решения проблемы во взаимодействии педагогов и родителей/ Начальная школа
  13. З.иН.Некрасовы Без опасности от рождения до школы софия 2008
  14. Книга для воспитателей и родителей. – М. 1991.
  15. Овчаренко Л.Н. Предотвратить беду. – М., 1988.

16.Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. – М., 1993.

  1. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. – М.: Педагогическое общество России. 2005.

Коллегам

ds2

Рекомендую: Мир книги

 

persdeti

© 2022. Все права защищены.