Open Sans
ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

Контакты:
nord-vesti@ya.ru

Наталья

Бакуменко

Сайт педагога

Контакты:
nord-vesti@ya.ru

Наталья

Бакуменко

Сайт педагога

МЕНЮ

«…Значит, нужные книги ты в детстве читал»

В.С. Высоцкий

 

Проблема приобщения детей к книге и чтению в последнее время очень остра. У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той умственной работы, которые естественны при чтении хорошей книги.

 

Художественная литература вводит ребенка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений мыслей, поступков, характеров. Прочитанное учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе.

Очень важно воспитывать любовь к чтению художественной литературы с самого раннего возраста.

 

В психолого-педагогической литературе проблема восприятия и понимания художественных произведений детьми дошкольного возраста разработана достаточно широко и полно. Такие ученые, как А.В. Запорожец, Л.С. Славина, Н.С. Карпинская и др., отмечают, что дошкольный возраст – период активного становления художественного восприятия ребенка.

 

Одно из главных условий  - это эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому. При  рассказе от педагога требуется выражение  подлинных эмоций и чувств, так  как дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь. Педагог во время  чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они  могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так  как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от  прочтения [2].

 

Методика ознакомления дошкольников с литературными произведениями исследована в работах Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, О.И. Соловьевой, Л.М. Гурович и других. Большинство исследователей выделяют две основные формы ознакомления детей с произведениями:

- на специальных занятиях, во время которых воспитатель может передавать текст, читая детям (наизусть или по книге) или рассказывая;

- вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, в уголке книги и т.п.).

В нашей группе есть  соответствующий игровой материал: настольно-печатные игры по сказкам «Составь картинку», «Собери сказку», «Угадай, из какой сказки?», а также настольный театр.

В группе организован уголок ряжения, в котором собраны маски и костюмы героев различных сказок. Наряжаясь в сказочных героев, дети представляют себя на их месте, что способствует развитию воображения, помогает детям глубже сопереживать литературным героям.

В группе работает книжный уголок с тщательно подобранным книжным ассортиментом, в основном, с русскими народными сказками. Кроме того, активно использую в воспитательной работе и аудиоколлекцию.

В нашей группе заведена традиция прослушивать художественные произведения перед дневным сном. Это стимулирует более медлительных или часто отвлекающихся детей более быстро справляться с режимными моментами и занять место в кровати.

Бережному отношению к книжкам учат и наши с ребятами занятия в «Книжкиной больнице». Во время этих занятий дети учатся приводить книжки в порядок, подклеивать, ремонтировать их.

Таким образом, мы учим  детей слушать, воспринимать и понимать художественную литературу  на протяжении всего дошкольного периода.

В соответствии с этим можно выделить основные   методы ознакомления с художественной литературой:

        - чтение воспитателя по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;

        - рассказывание воспитателя, допускающее относительно свободную передачу текста с возможной заменой слов, их перестановкой, включением пояснений;

- заучивание наизусть стихотворений или прозаических текстов (небольших по объему), требующее от ребенка не только дословного знания текста, но и выразительной, т.е. ясной и отчетливой, передачи мыслей, чувств автора;

        - инсценирование, способствующее посредством развития наглядно-образного мышления ребенка   не только дословному запоминанию им текста, но и отработке интонационной выразительности речи.   

Так, детям младшего дошкольного возраста рассказывают небольшие произведения, а среднего и старшего возраста читают по книге довольно значительные по объему фольклорные и литературные сказки, рассказы, повести, рассказывают наизусть стихи.

Традиционно выделяются несколько типов занятий:

  1. Чтение или рассказывание одного произведения.
  2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов.
  3. Чтение или рассказывание литературных произведений в сочетании с произведениями,  принадлежащими к другим видам искусства (прослушивание литературных или фольклорных произведений с музыкальными или с рассматриванием репродукции с картины известного художника).
  4. Чтение и рассказывание  с использованием наглядного материала (игрушек, настольного театра, кукольного и теневого театра, фланелеграфа, диафильмов, диапозитивов и т. п.).

В структуре типичного занятия по художественному чтению и рассказыванию выделяют следующие части:

1) предварительная подготовка детей к ознакомлению с произведением; обеспечение полноценного первоначального восприятия текста, включающая в себя:

-беседу, которая готовит к предстоящей встрече с книгой;

-показ иллюстраций;

-объяснение смысла сложных для понимания детей слов и выражений;

-рассказ о творчестве писателя, об истории создания обсуждаемого произведения.

2)  первичное знакомство с произведением в процессе  выразительного чтения текста воспитателем.

3) беседа о прочитанном, уточнение, углубление первоначального восприятия и понимания текста.

4)  повторное чтение произведения или чтение понравившихся эпизодов с целью углубления воспринятого.

Можно также предложить прием, усиливающий воздействие текста и способствующий лучшему его пониманию, -  рассматривание  иллюстрации.  

Детей желательно знакомить  и с обложкой художественного произведения. Для своих  младших воспитанников мной подобрана серия книг с очень яркими образами героев, воплощенных в рисунках.

У детей старшей группы  (пять-шесть лет)   предполагается формировать следующих умения:

- проникать в смысл произведения, видеть авторскую позицию;

- осмысливать не только действия героев, но и проникать в их внутренний мир, видеть скрытые мотивы поступков;

- различать жанровую природу рассказов, сказок, стихотворений;

- понимать смысловую и эмоциональную роль слова в произведении;

- воспринимать текст без опоры на иллюстрацию, с учетом достаточно высокого уровня развития воссоздающего воображения.

В работу по ознакомлению с художественной литературой необходимо вовлекать и родителей.

В соответствии с лексическими  темами еженедельно родителям даются рекомендации по проработке и прочтению конкретной сказки. Даётся задание нарисовать сказку или героев из прочитанного дома произведения.

В детском саду устраиваем выставки семейных рисунков. Практикуем и работу групповой библиотеки: каждый ребёнок на выходные может взять понравившуюся книгу домой.

Ежеквартально наша группа готовит драматизацию по русской народной сказке. Постепенно в течение года все дети пробуют себя в роли артистов.  Родители не только приглашаются  на эти спектакли в качестве зрителей, но и активно участвуют в подготовке костюмов и атрибутов к спектаклю. Родители вместе с детьми придумывают сказки, рисуют к ним иллюстрации.

Совместное творчество родителей и детей создаёт атмосферу доверия, свободы  общения, удовлетворённости, обеспечивает максимально свободный  эмоциональный контакт детей друг с другом и с педагогом, их взаимное доверие, эмоциональную раскованность. Всё это в конечном итоге ведет к  творческому раскрепощению, к созданию ярких, неповторимых,  индивидуальных образов.

Таким образом, чтение и адекватное восприятие художественных произведений, во-первых, расширяет и углубляет кругозор детей и обогащает их знания и эмоции; во-вторых, служит средством воспитательного воздействия на детей; в-третьих, способствует обогащению и развитию языка детей.

 

 

 

Литература

  1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков: Учеб. Пособие В.А. Аверин. –  2-е издание, перераб. – СПб., 2010
  2. Бородич А. М. Методика развития речи детей - М., 2012
  3. Буре, Р.С. Развитие теории и методики воспитания нравственных качеств у детей Р.С. Буре, Л. Д. Костелова – М., 2012
  4. Ильин И.А. О духовном развитии и воспитании детей. – М., 2012
  5. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. васильевой – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 368 с.
  6. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 224 с. (Программа развития)

 

 

 

Коллегам

ds2

Рекомендую: Мир книги

 

persdeti

© 2022. Все права защищены.